Беспилотные автомобили: пессимизм Стива Возняка и оптимизм министра транспорта Великобритании
Одна из самых перспективных и заманчивых технологий сегодня, которая еще вчера была фантастикой — беспилотные автомобили. Они проходят многочисленные и довольно впечатляющие испытания на общественных дорогах (иногда — с летальным исходом), но мнения специалистов относительно сроков появления такого транспорта разнятся. Как уже рассказывал Gadgets News, по мнению Криса Урмсона (Chris Urmson), который в 2013-2016 возглавлял в Google разработку беспилотного автомобиля, полноценный автопилот появится не раньше, чем через 30 лет. А вот представители автопрома настроены куда оптимистичнее — большинство из них рассчитывают получить полностью беспилотный автомобиль к 2021 году.
И вот своими прогнозами поделились еще два источника. Один из них — знаменитый Стив Возняк, со-основатель Apple. По признанию, сделанному на форуме Mastercard Connecting Tomorrow в Барселоне, он утратил веру в то, что беспилотные автомобили получат распространение в ближайшее время. В качестве примера Возняк привел дорожные знаки, которые спонтанно ставятся полицией возле дорог — он полагает, что беспилотные автомобили с ними не справятся. «Они не будут в состоянии читать слова на знаках и понимать что они означают. Я реально в этом разуверился«, заявил Возняк. В начале года он выступил с аналогичным заявлением, но уже непосредственно в адрес Илона Маска. Тот еще до конца 2017 обещал автопробег беспилотной Tesla из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, но он не состоялась до сих пор.
Гораздо оптимистичнее прозвучало мнение, принадлежащее министру транспорта Великобритании Крису Грэйлингу. «Я ожидаю, что первый полностью беспилотный автомобиль появится на наших дорогах в течение 3-4 лет», заявил чиновник на конференции Консервативной партии Великобритании в Бирмингеме.
От себя рискну предположить, что по-своему могут оказаться правы как американский инженер-изобретатель, так и британский государственный деятель. Напомню, что поездку беспилотного автомобиля по городу Tesla продемонстрировала два года назад. А годом раньше она прокомментировала созданный за пару месяцев «беспилотный» автомобиль знаменитого хакера Джорджа Хоца (Geohot). В этом комментарии содержались слова, которые, на мой взгляд, выражают суть главной проблемы беспилотного автомобиля: «достижение 99% точности обучаемой машинной системы относительно легко, но достижение остро требуемой 99.9999% точности значительно сложнее«.
Кстати вполне вероятно, что Tesla недооценила свой собственный тезис — еще год назад она рассчитывала выпустить полностью беспилотный автомобиль в 2019, но вероятность этого сейчас представляется очень небольшой. И дело здесь не только в трудности достижения 99.9999% точности, но и в вопросах ответственности за несчастные случаи. Человечество мирится тем, что в ДТП по всему миру из-за человеческого фактора (невнимательность, небрежность, усталость, неопытность, лихачество, вождение в нетрезвом виде и т.д.) ежегодно гибнет около миллиона человек. Но автопилоту не простят и ста тысяч, хотя с точки зрения здравого смысла явно лучше, чтобы из-за ошибок автопилота гибли сто тысяч, чем миллион человек — из-за человеческого фактора. Как говорится, что дозволено Юпитеру, не дозволено быку…
Поэтому автопроизводители и специализированные разработчики автопилота наверняка будут испытывать сильное общественное и законодательное давление, и как минимум из меркантильных соображений не захотят выплачивать огромные штрафы за несчастные случаи по вине автопилота. Вероятно еще долго (возможно в течение минимум тех самых 30 лет, которые назвал Крис Урмсон из Google) беспилотные автомобили будут требовать ручного управления в особо сложных случаях, пусть даже очень редких. Причем необязательно, что в них сохранится водительском место — благодаря камерам и быстрому интернету ручное управление на себя могут брать «дистанционные водители». Во всяком случае это куда эффективнее постоянного присутствия в салоне автомобиля человека, который берет на себя управления в течение нескольких минут часовой поездки. Может ли считаться такой автомобиль беспилотным? Полагаю, это вопрос чисто терминологический — подобно искусственному интеллекту, разновидностью которого он является.
Источник: