Конкурс в 7 человек на место и обязательных 8 часов сна: как работает IT-рота в Беларуси

В День защитника Отечества принято поздравлять всех военнообязанных, отслуживших или тех, кому это только предстоит. Среди специалистов IT-сферы, возможно, их не так много, но есть в Беларуси место, где военная служба и разработка идут «в ногу». Старейший белорусский ИТ-портал KV.by к 23 февраля решил заглянуть в ту самую IT-роту и выяснить, как обстоят дела в самом технологичном подразделении белорусской армии.

 

ПВТ в миниатюре

На проходной — три курсанта. На погонах — буквы «К», в глазах — суровость, на плечах — красивая форма. Так встречает гостей КПП Военной академии, где сейчас дислоцируется IT-рота. На пути встречаются обыкновенные здания казарменного типа, и даже нужное здание ничем не отличается. Кроме холла, в котором всё совсем иначе. Облако тегов, своеобразная переговорная, впереди — ряды рабочих компьютеров, ПВТ в миниатюре.

По словам научного сотрудника научно-исследовательской лаборатории (информатизации) научно-исследовательской части учреждения образования «Военная академия Республики Беларусь», майора Максима Казаровца, «железо» у срочников современное и мощное, с перспективой, чтобы сразу не устарело. Своя серверная, в том числе внутренний сервер Git для обмена кодом и комментариями.

Среди разработок, над которыми сейчас трудятся бойцы, виртуальный тренажёр, кабина самолёта ЯК-130. Создана 3D модель и разработан функционал, позволяющий подготовить самолёт, провести предполётную подготовку. Это внутренний проект, заказчиком является Военная академия, для обучения курсантов, как правильно действовать внутри кабины самолёта.

Также есть проект радиостанции — тренажёр, на котором специалисты в области связи могут отрабатывать свои навыки по вхождению и настройке связи, обмену информацией. Всё это будет происходить не на «железе», а на виртуальном мониторе компьютера. А обмен информацией через обычный ethernet кабель.

Есть проект по обеспечению внутренней безопасности, контроль подключения usb-носителей, который позволяет админу сети отслеживать, где какое устройство зарегистрировано и к какой машине подключено.

Заказчиками выступают представители управления Генерального штаба, то есть, по сути, внешнее ведомство Министерства обороны, НИИ вооружённых сил, управление генерального штаба. На данный момент извне заказы не принимаются, рота создавалась с целью обеспечения разработками именно вооружённые силы.

До IT-роты существовали аналогичные подразделения, но были очень маленькими. Они не были в состоянии выполнить все те задачи, которые появляются сейчас. Подразделение создавалось с нуля, как и вся методология и принципы работы. 

 

Конкурс – 7 человек на место

Поскольку IT-рота стала чаще мелькать в СМИ, появился и жёсткий отбор. И на данный момент конкурс — 7 человек на место. Количество мест зависит и от того, какой призыв. Осенний призыв — набор в 40 человек, если весенний, то 20. Всего в роте 60 человек. Многие солдаты приходят подготовленными и имеют опыт работы, из набранных 40 человек 80% обладают практическими навыками и уже год-два поработали в компаниях-резидентах ПВТ.

Большой плюс для ребят — то, что они продолжают разрабатывать ПО на тех технологиях, на тех стеках, которые они работали на «гражданке». Есть и нюансы, конечно, например, использование бесплатного ПО, которое распространяется по лицензии. И среда разработки linux-ориентированная.

 

Как проходит служба

У ребят есть обязательный минимум тех военных дисциплин, который должен быть у солдата срочной службы. То есть они должны уметь стрелять, бегать, прыгать, защитить себя в бою, ходить строевым шагом. Эти навыки им прививают их командиры, но эти занятия сведены к минимуму, остальное время им отводится на работу, на разработку ПО. В этом и есть большой плюс, в том, что они по своей специальности, например, инженер-программист или инженер-системотехник, могут прийти сюда и продолжать дальше развиваться, работать, становиться более квалифицированными специалистами.

 

Поскольку есть конкурс, то можно отобрать тех, кто подходит по знаниям к уже имеющимся задачам. Вопросы на отборе, тесты — именно по тому стеку технологий, а основной критерий отбора — личная беседа, насколько будущий солдат хорошо ориентируется в той области, которую он заявляет. Также на собеседовании могут присутствовать и уже служащие солдаты, чтобы они более детально могли поговорить о тех технологиях, которые используются внутри проекта и определить, знает человек или не знает.

 

С чего все начиналось

Начальник научно-исследовательской лаборатории (информатизации), подполковник Андрей Жуков отмечает,  что всё, по сути, началось с решения министра обороны осенью 2017 года. Тогда же началась работа над созданием ИТ-роты. Причины две: и то, что ребята призывного возраста этой специальности всячески пытались избежать призыва, боясь, что за год потеряют квалификацию, и то, что Министерство обороны остро нуждалось в таких специалистах. Поэтому и были созданы все условия, которые максимально подходили бы и тем, и другим.

Пока что в приоритете только разработчики ПО, некоторые специальности в IT-роте пока не рассматриваются, такие как разработчики на мобильные платформы. Но если они сами готовы переучиваться и у них есть определённая база знаний, которая не связана с разработкой под мобильные приложения, то такие ребята могут тоже попробовать пройти отбор. Кроме того, пока не набирали тестировщиков, поскольку не было продукта, который требовал бы этих знаний. Но, возможно, в следующий призыв уже будет набор и по этой специальности.

Среди языков программирования — полная «солянка». Естественно, в планах  —минимизация их количества исходя из решаемых задач, но реалии показывают, что пока это невозможно.

При первом наборе 11 человек попали в резерв, поскольку набирали призывников с запасом.  Но весной эти люди снова проходили собеседование и не все из резерва смогли попасть в роту. Были и те, кто со второй попытки попадали, на первую попытку получив отсрочку.

По здоровью — минимальные допуски, 12 группа. В связи со спецификой работы (она ведь сидячая), у бойцов роты информационных технологий количество часов физкультуры чуть больше, чем у других военнослужащих срочной службы.

Естественно, есть нюансы, наложенные распорядком дня, но есть в нём и плюсы. Например, 8 часов обязательного сна! И при этом в IT-роте самый жёсткий дедлайн во всей ИТ-сфере, потому что после конца призыва человек просто не служит, и поэтому нельзя сильно растянуть проект. Но в итоге у каждого солдата в среднем 5-6 часов рабочего дня, даже меньше, чем обычный рабочий день на «гражданке».

Из тех ребят, кто посильнее, назначается свой неофициальный тимлид. И на нём — осуществляется выработка предложений, как будет писаться код. Окончательное решение за офицерами группы сопровождения, но и к самим программистам прислушиваются. Сейчас у роты 19 проектов, над каждым работает отдельная группа.

При наборе срочникам часто говорят: у вас есть год, чтобы не потерять, а даже приумножить. Приходят служить парни разного уровня, некоторые даже просятся поработать с конкретным человеком, потому что он мог прийти с позиции senior-a.

 

 

Личный опыт

Из первых уст об опыте службы узнали от заместителя командира взвода, командира отделения, оператора ПЭВМ, Владимира Панаркина.

Ему 24 года, родился в Гомеле, учился в БГУ на факультете радиофизики.  Во время ухода из магистратуры он получил повестку, и поскольку сам слышал об ИТ-роте, то решил сам связаться и узнать, как попасть. Не нашёл никаких контактов, и даже махнул рукой, но в Гомеле на последнем этапе медкомиссии сказали, что по результатам тестирования его рекомендуют в Военную академию.

Сразу после — звонок из IT-роты и дата интервью, которое он успешно прошёл и попал сюда. До того Владимир работал веб-программистом в небольшой аутсорс-компании, но пришёл как специалист в области более десктопных решений. Знания о разработке получил в университете, и хотя опыта коммерческой разработки нет, их хватило, чтобы пойти на проект, в котором программируют на С++.

Сейчас Владимир работает над проектом цифровых карт, и особенность его в переработке уже существующего проекта для работы на разных системах. Режим для него не стал неожиданностью, он из тех разработчиков, которые не кодят по ночам и привыкли к физнагрузкам.

Интересно, что его ждут из армии на первом месте работы, и даже в увольнительной Владимир ходил к работодателю на переговоры. Но нюанс в том, что именно в IT-роте он познакомился с другими служащими, которые предложили через них пройти на более выгодное место. То есть, благодаря службе, общению в её рамках, благодаря тому, что все солдаты — из разных сфер, и каждый получает много новой информации, возможностей и перспектив, возможно, на первое место работы Владимир уже не вернётся.

Как отмечает руководство ИТ-роты, уже окончили службу 45 человек, и во многом отзывы положительные. Ситуации, подобные истории Владимира, не редкость — некоторые программисты, увольняясь, сразу уходили со старой работы и устраивались на новую с более высоким окладом, потому что именно здесь получали определённые знакомства и смогли повысить свой уровень и реально оценить его в условиях здоровой конкуренции.

Фото: Татьяна Корнеевец

 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Источник: kv.by