Новое в налогообложении ВЭД в ИТ-сфере между резидентами РБ и РФ | статьи на docronik
Для того, чтобы помочь белорусским компаниям в решении проблем налогового учета при взаимодействии с контрагентами из Российской Федерации, информационно-аналитический IT-HUB «Компьютерные вести» 10 сентября 2021 г. при участии налоговых консультантов из Республики Беларусь и Российской Федерации провел научно-практическую конференцию «Новое в налогообложении внешнеэкономической деятельности в ИТ-сфере между резидентами Республики Беларусь и Российской Федерации». В конференции приняли участие более 150 бухгалтеров из различных ИТ-компаний. Мы поговорили с одним из организаторов конференции и лектором, налоговым консультантом, аудитором, директором ООО «Гросспрофит» Светланой Жилко.
— Расскажите кратко, о чем была эта конференция?
— Эта конференция была посвящена налогообложению в Российской Федерации Российской Федерации, которое мы обязаны соблюдать как резиденты Республики Беларусь, которые работают по контрактам с российским контрагентами именно по программным разработкам. Соответственно, это для нас новая совершенно вещь. Потому что при работе с другим странами у нас такая ситуация не возникает – мы не являемся плательщиками налогов, по крайней мере напрямую. Поэтому для нас это вообще новшество, которое нам на территории Беларуси рассказать никто не может. Нам приходилось изначально выяснять это на территории Российской Федерации. Поэтому мы пытались донести информацию до резидентов ПВТ в первую очередь – это больше всего касается компаний их IT-сектора.
— Можно сказать, что это так называемый «налог на google», который стал распространяться и на белорусские компании.
— Да, «налог на google» – это просто название налога в СМИ. На самом деле – это НДС, который уплачивается со всех лицензионных вознаграждений на территории Российской Федерации. Потому что в соответствии с международным протоколом, если резидент Республики Беларусь работает с резидентом Российской Федерации по программным разработкам, то местом оказания услуги является территория Российской Федерации. И, соответственно, в международном протоколе сказано, что, если место реализации территория Российской Федерации, мы обязаны соблюдать законодательство этой страны. Но так как программные разработки оказываются в электронном виде, их вывели в налоговом кодексе РФ в отдельную главу и обязали налоговыми агентами стать иностранные компании, в том числе резидентов Республики Беларусь.
— То есть мы можем говорить, что, несмотря на существование у нас Союзного государства, белорусский компании такие же иностранные, как и немецкие, литовские и другие и не имеют поблажек?
— Да. Мы в этой ситуации идем наравне с любым другими иностранными государствами – все, кто находятся за пределами Российской Федерации.
— Важно ли это знать представителям компании, которая не работает с Российской Федерации сегодня, но пользует российским сервисами или услугами?
— Дело в том, что это в любом случае важно. С этой позиции нужно понимать, что на конференции говорили не только про НДС, который уплачивается с лицензионных вознаграждений, но также и налог на доходы, который изымается точно также с этих вознаграждений. Но здесь, в обратной ситуации, если компания работает и привлекает уже на территории Беларуси российские сервисы и услуги, то она должна в соответствии с международным договором быть плательщиком всех налогов, которые предполагает международное соглашение. На конференции рассматривались все стороны сделок с российскими контрагентами. И поэтому, если НДС, например, сегодня конкретными компаниям не интересны, они ничего не оказывают в Российской Федерации, то при покупке услуг они точно также должны соблюдать законодательство Республики Беларусь, ссылаясь на международные соглашения.
— Есть ли отличия для компаний, оказывающих услуги физическим и юридическим лицами?
— Если мы говорим про НДС, то отличия нет никакого. Если услуги оказывает организация, то не важно, кому она оказала их – физическим и юридическим лицам, или же индивидуальным предпринимателям – она является плательщиком налога. Но если услуги оказывает белорусский индивидуальный предприниматель, то он не является плательщиком НДС. В данной ситуации все функции налогового агента остаются на российском покупателе. Соответственно, если индивидуальный предприниматель оказывает услуги физическим лицам на российской территории, то НДС не платит никто, потому что физические лица на территории Российской Федерации не является плательщиками НДС, также, как и у нас.
— Если компания находится на упрощённой системе налогообложения в Беларуси, должны ли мы платить НДС в Российской Федерации?
— Система налогообложения или льготы на территории Республики Беларусь не является преференциями или основополагающими для налогообложения на территории России. Поэтому мы смотрим в налоговый кодекс Российской Федерации – там никаких льгот не предусмотрено, соответственно, нужно уплачивать все на общих основаниях. Точно таким же образом, если предприятие на упрощенной системе налогообложения и приобретает услуги у нерезидента, а местом оказания услуг является территория Республики Беларусь, то мы как налоговый агент должны начислить налог на доходы при этом мы является и плательщиком НДС.
— ПВТ сегодня – это не только разработка, но это еще много новых сервисов. А если компания производит учебные материалы, вебинары и продает их физическим лицам не территории Российской Федерации, должна ли она платить НДС?
— Это является электронными услугами согласно статьи 174.2 налогового кодекса Российской Федерации, которая говорит о том, что есть ограниченный перечень всех услуг предоставляемых в электронном виде, в том числе туда входят и образовательные услуги: «представление прав на использование электронных книг и публикаций, информационных, образовательных материалов, графических произведения, музыкальных произведений с тестом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть интернет, в том числе через предоставление удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания через сеть интернет». Поэтому важно понимать, что из себя представляют образовательные услуги. Здесь нужно рассматривать конкретную ситуацию, потому что-то связанное с этим определением будет однозначно трактовано как электронные услуги и будет облагаться НДС. Это справедливо только для организаций. Если такие услуги оказывает индивидуальный предприниматель, то, как я уже говорила, он не платит НДС. Индивидуальный предприниматель в этой ситуации не имеет понятия электронных услуг. Здесь мы не платим НДС, а на территории Российской Федерации не платит никто, так как приобретает услуги физическое лицо, которое не является плательщиком НДС
— Если услуги, по которым не должны белорусские ИТ-компании платить НДС?
— Конечно, это услуги по внедрению программного обеспечения, которое есть уже в реестре в Российской Федерации, если вы идете в компоновке по доработке этого программного обеспечения, то не нужно платить. Плюс ко всему, если вы оказываете услуги не в электронном виде: не через электронную почту, интернет, а на материальном носителе, например, на флешке передаете программное обеспечение. То в данной ситуации это не будет признаваться услугой в электронном виде и, соответственно, та же разработка, если представлена на диске, дискете или любом другом машинном носителе или запечатана уже в компьютере.
— Мы знаем, что НДС идет в счет уменьшения налога на прибыль, а если у организации упрощенная система налогообложения (УСН)?
— Если у организации упрощенная система налогообложения, то в этой ситуации при уплате НДС на территории РФ мы уменьшаем налоговую базу на УСН. Для этого предоставляем копии декларации и платежного поручения на оплату. С лицензионного вознаграждения российский покупатель удерживает и оплачивает налог на доходы (у нас называют роялти), то в данной ситуации этот налог УСН белорусская компания не уменьшает. Если же у белорусского предприятия общая система налогообложения, то уплаченный роялти уменьшает налог на прибыль. Для резидентов ПВТ идет уплата всех этих налогов с уменьшением на 1%.
— Всегда ли обязательно становиться налоговым резидентом Российской Федерации, чтобы платить этот налог?
— Если белорусская организация оказывает услуги в электронном виде, то необходимо становиться как налоговый агент на территории Российской Федерации на налоговой учет. В налоговом кодексе РФ четко прописано, что плательщиком НДС по услугам в электронном виде является иностранная компания. Сейчас некоторые компании пытаются в договорах переложить уплату НДС на покупателя – резидента Российской Федерации, а это неправильно. В соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации это нарушение, поэтому что в данной ситуации российский покупатель не сможет взять к вычету добровольно уплаченный за нерезидента НДС.
— Если уже конкретная практика, когда кого-то наказали за не постановку на налоговый учет?
— Дело в том, что практика пошла с 1 января 2021 года, соответственно, еще компании не нарушили законодательства на большие суммы. С 2019 года по электронным услугам всем иностранным компаниям нужно было становиться на налоговый учет в России, но обязанность уплаты НДС возникла только с 2021 года, когда отменили льготу по НДС иностранным программным продуктам. Сейчас не облагается НДС только программное обеспечение, включенное реестр Российского ПО. Можно говорить, что существует некий мораторий на наказание иностранных компаний. Но уже начинает поступать информация, что в некоторых банках собирают информацию о платежах в адрес нерезидентов. Российские компании, которые работают с иностранными компаниями, обязаны проверять регистрацию. Список налоговых агентов, которые стали на налоговый учет как иностранные компании, есть в широком доступе в общем на сайте ФНС России.
Собственно, это не является секретной или труднодоступной информацией. Это только всего лишь нежелание считаться с этой информацией. Поэтому в настоящее время, я думаю, что первая волна может нас захлестнуть. Клиенты будут отворачиваться от резидентов Республики Беларусь, которые не захотят становиться на учет. Потому что в данной ситуации нужно оплачивать услугу нерезиденту и нельзя взять к вычету НДС. Это для них это означает удорожание, а для наших компаний – снижение конкурентоспособности.
Второе, если сумма неуплаты налога уже будет сопоставима с уголовной ответственностью, то, соответственно, будет проблема с законодательством и любые пересечения на территорию Российской Федерации руководящего состава будут тоже чреваты последствиями. Поэтому то, что мы находимся в рамках единого таможенного пространства, получить информацию и выписку из белорусской ЕГР у Федеральной налоговой службы не возникнет никаких проблем. Тем более, что МНС РБ уже знакомо с этой ситуацией по обязанности белорусских резидентов соблюдать в работе российское законодательство, и они уже ее обсуждали достаточно основательно. Это не будет ни для кого поводом защищать резидентов Республики Беларусь, если вдруг их придет наказывать ФНС.
Плюс ко всему, здесь может возникнуть вопрос с банками. Я думаю, что в какой- то момент настанет период, когда перестанут поступать уже оплаты на территорию Республики Беларусь таким злостными неплательщиками Российской Федерации. Об этом, кстати, уже говорят налоговые консультанты из России.
— Как Вы думаете, что будет означать для нашего бизнеса интеграция законодательства в области бухучета и налогообложению?
— Могу сказать, что у нас ожидаются серьёзные изменения нашего налогового кодекса. Пока рано говорить о последствиях для бизнеса, но знаю точно что нам, как налоговым консультантам, работы будет много. И руководители предприятий должны четко понимать, что у них должен быть квалифицированный грамотный бухгалтер, который будет понимать и правильно применять все законодательные акты.
— То есть бухгалтеру сегодня нужно срочно обучаться?
— Однозначно, потому что в любом случае в Республике Беларусь очень много компаний, которые будут смотреть сторону российского рынка. Платить налоги на территории Российской Федерации все равно придется. Причем, как я уже говорила на конференции, белорусская компания единожды став на налоговый учет в РФ, обязана подавать декларации по НДС ежеквартально, независимо от наличия даже выручки (подается нулевая декларация). И если у белорусской компании после постановки на налоговый учет кроме электронных услуг есть другие услуги, местом реализации которых признается РФ, по ним также белорусская компания должна самостоятельно уплачивать НДС на территории РФ. Российские компании являются налоговыми агентами по НДС при покупке у иностранцев услуг, местом реализации которых признается Россия, только до того момента, пока иностранная компания не встала на налоговый учет в ФНС РФ.
— Может ли сегодня компания, не покидая Беларуси, стать на налоговый учет в Российской Федерации?
— Да, сегодня это все можно сделать удаленно через интернет. И на конференции мы это очень подробно рассматривали, как стать на налоговый учет и подать декларации в Российской Федерации. Если самостоятельно у вас не получится, вы всегда можете обратиться в нашу компанию, и мы сопроводим вас в этом вопросе.
— После конференции мы получили много хороших отзывов. Планируете ли вы еще образовательные мероприятия?
— Планируем познакомить ближе к концу года с изменением Налогового кодекса уже на территории Республики Беларусь. Сейчас много разной информации по тому, что будет с 1 января 2022 года, но думаю, что скоро мы увидим проект Налогового кодекса, который будет утвержден на следующий год.
Поэтому мы подробно рассмотрим все изменения для IТ-бизнеса. Мы пройдемся по всем изменениям, которые необходимо учитывать в 2022 году. И успеть к ним подготовиться. В данной ситуации важно успеть вовремя подать все необходимые уведомления в налоговые органы до начала следующего года.
— На какие проблемы бухгалтерского учета для IТ-сектора вы бы еще обратили внимание?
— В ПВТ в компании не выполняют бизнес-планы и это бич 2020-2021 года. Так как пандемия в мире и много бизнесов закрывается, получается, что те планы, с которыми входили в ПВТ, не всегда компании уже могут выполнить. Поэтому компании, чтобы сохранить статус резидента ПВТ, должны своевременно внести изменения в бизнес-планы для того, чтобы остаться на этом уровне. Хотели бы провести совместную работу с ПВТ, чтобы уберечь компании от вынужденного исключения из ПВТ.
Еще хотела бы поднять вопросы в отношении валютного регулирования. С 9 июля действует валютное законодательство, согласно которому все резиденты Республики Беларусь имеют право открыть расчетные счета в любой точке мира. Единственное, они должны в течение 5 дней обеспечить репатриацию валютной выручки на территорию Республики Беларусь. Ни для кого не секрет, что уже есть проблемы поступлением валютных платежей на территорию Республики Беларусь.
Нужно понимать, что в любом варианте, если расчётные счета открыты за рубежом, то на них более быстро поступает валюта, но обеспечить репатриацию – это уже обязанность белорусских компаний. В течение 5 дней это нужно сделать. Вопрос о том, что можно через другую валюту: выручку получить в евро и перевести сюда российский рубль или доллар, я не очень вижу основания для запрета. Но, как налоговый консультант, я могу сказать по поводу курсовых разниц. Потому что банки-нерезиденты никогда не продадут валюту без комиссии. Встает вопрос, что курсовые разницы которые зависнут в другой стране, неясно, как могут быть проведены территории Республики Беларусь. Здесь есть вопрос и пока нет официальных разъяснений по этому вопросу. Но, когда компании стали на налоговый учет в Российской Федерации и у них уже есть идентификационный номер (ИНН), у них нет проблем открыть расчетный счет на территории Российской Федерации и принимать платежи. На этот случай между Российской Федерацией и Республикой Беларусь существует так называемая «внутренняя связь» и, если поступили евро или доллары, они в таком же виде без всякой конвертации поступят на территорию Республики Беларусь.
Еще хочу сказать, что выручка с этой позиции, не то, что себе представляет бухгалтер, а все деньги поступившие от клиента. И не важно, это авансы или постоплата. В банковской сфере выручка – это любой платеж от клиента. Если происходит возврат денег от поставщика, если поступает займ – это не выручка, но что поступает от клиента вне зависимости от бухгалтерского учета – это выручка с позиции банковского законодательства.
— Сегодня много компаний используют услуги аутсорсеров в ведении бухучета. На что стоит обратить внимание руководителю при выборе таких компаний?
— Если человек ищет подешевле, то тут нет смысла приводить какие-либо аргументы. Но следует учитывать, что IТ – это очень специфичная отрасль. Нужно выяснить опыт ведения именно таких компаний. Узнать телефон их других клиентов, прочитать реальные отзывы. Отзывы на сайте или книги жалоб и предложений – это не то. Очень важно самому контролировать работу бухгалтеров для понимания соответствия уровню. Начать лучше с испытательного срока. Смотреть, учатся ли они сами. Дело в том, что я читаю еще курс IТ-бухгалтеров в IТ-Академии. На курсы приходят грамотные бухгалтеры и финансовые директоры, которые хотят досконально разобраться в учете в IT-отрасли. Такой возможности на семинарах никогда не получишь. На этом курсе сразу же обсуждаются все изменения законодательства.
Беседовал Иван Василюк
Источник: