Из middle в senior и развитие собственного бизнеса. Репортаж с Career Day 2020
Утро субботы — лучшее время для того, чтобы прокачаться в профессиональном плане. Именно так посчитали более 500 человек, которые посетили конференцию для IT-специалистов Career Day, которая помогает в развитии карьеры.
Открытие конференции
Открыл конференцию Игорь Мамоненко, генеральный директор BelHard, председатель Республиканской конфедерации предпринимательства, автор проекта «ИТ-Страна». Он отметил, что в Беларуси не очень много вариантов развития для молодых людей. Нет смысла строить иллюзий по поводу будущего тракторов или МАЗов. IT — это как раз та интересная и перспективная сфера, в том числе с высокой зарплатой, в которой есть возможности и нет ограничений для творческого роста.
Очень не хочется, чтобы талантливые разработчики уезжали из страны. А если и уезжали, то только в командировки и за каким-то опытом. В Беларуси сейчас шаг за шагом образуется очень мощный интеллектуальный кластер, здесь можно расти, можно развиваться, можно делать проекты и стартапы.
Что делать Middle, чтобы стать Senior
Помочь подняться выше на карьерную ступеньку вызвался Александр Панфиленок, Senior Software Engineer, Itransition. От отметил, что понятия джуниор, миддл и сеньор очень сильно отличаются не только в компаниях, но и в разных областях разработки. И в каждой из них своя градация по уровню, поэтому один из способов стать senior, если это не получается на вашем нынешнем месте работы — просто сменить компанию. Другой способ — сделать так, чтобы вас заметили в вашей нынешней компании.
В Беларуси понятия «джуниор», «миддл» и «сеньор» обычно встречаются в вакансиях, а уже на проектах этого нет. Работают все вместе, а это разделение вспоминается только тогда, когда берут кого-то нового.
В вакансиях от senior-а ожидают и требуют больше, чем от middle. Почему-то считается, что опыт не менее года — это миддл, а от трёх лет уже можно считать себя сеньром при достаточном количестве профессиональных навыков. От middle ожидают только общего понимания того, с чем он работает, а от senior требуют более углубленного понимания, принципов того, как это работает, как это применять и что с этим делать.
Значит, кто такой миддл? Тот, у кого есть от 1 до 3 лет опыта работы, который самостоятельно может выполнять поставленные задачи, справляться с нестандартными задачами и знает ключевые технологии. Senior обычно имеет побольше опыта, от 4-7 лет, потому что в некоторых технологиях трудно стать сеньором через 4 года. Он должен мыслить в рамках проекта на уровне архитектуры. Также он должен представлять долгосрочные последствия технических решений. И нередко совмещать всё это с управленческими должностями, то есть уметь организовать команду вокруг себя.
Когда придёт заказчик с идеей, вероятнее всего, позовут именно сеньора и спросят: а мы это можем? Если вы ответите «да, и я знаю, как мы это сделаем», то, значит, вы уже на правильном пути. Интересуйтесь, старайтесь отвечать на такие вопросы или общайтесь с теми, кто на них отвечает.
Кто будет следить за технической правильностью разработки? Ставить задачи, ранжировать, следить за кодом, давать код-ревью? Сеньор. Хотите им стать — начинайте делать это уже сейчас. Кто будет принимать решения об аппаратных требованиях? Какое железо надо на продукт, где будете его хостить? Отвечайте на этот вопрос и двигайтесь дальше.
И вот несколько советов для миддл-специалистов, которые хотят стать сеньорами:
-
Считайте проект, над которым вы работаете, своим. Вы вкладываете в него профессионализм, талант, время, силы. Вы должны быть лично заинтересованы в его успешности.
Не стесняйтесь предлагать решения.
Следите за «жизненными показателями» проекта. Не только за той фичей, который вы написали, но и тем, кто ей пользуется, встречаются ли проблемы, есть ли обратная связь, мониторинг.
Не ожидайте, что проблемы решатся сами собой. Если вы знаете о проблеме и надеетесь, что её кто-то решит — это провал. Пробуйте решить её самостоятельно либо выбирайте, кто будет это проблему решать.
Улучшайте. Не стесняйтесь предлагать улучшения.
Организуйте команду. У сеньора достаточно опыта и навыков, чтобы ими делиться, и вообще, любой инженер, должен любить делится знаниями.
Делегируйте. Давайте другим людям возможность проявить себя и развиться. Одновременно вы разгрузите себя для более интересных задач.
Пусть работа будет вашим хобби. Идти в IT ради денег — это не очень продуктивная стратегия. Занимайтесь чем-то приятным, близким к вашим технологиям в свободное время, постите код на GitHub-е, хостите что-то бесплатно, пользуйтесь такими же инструментами.
Что делать инженеру, если надоело «работать руками»
Левон Авакян, WoT Game Logic Lead, и Александра Пархоменко, HR Business Partner, поделились своим опытом «эволюции» в карьерной лестнице. Ведь в IT, да и многих других сферах, она выглядит похоже. Начинается всё со студента, который постепенно учится и становится джуниором, может сам решать какие-то простейшие задачи. Потом у него накапливается опыт, он становится миддлом, задачи становятся сложнее, и как раз тут появляется развилка: куда дальше хочу развиваться?
Хочу ли я углублять экспертизу по своей основной технической специальности, либо хочу воодушевлять и организовывать людей, работать с ними и собирать команду? В первом случае вы становитесь senior-ом, затем экспертом, и как верх «эволюции»— это архитекторы, эксперты во многих областях, создающие технические стратегии. Или учёные, которые участвуют в фундаментальных исследованиях. Если же вы пойдёте по управленческой стезе, то всё начинается с должности тимлида, далее — менеджер, а после вы — директор, руководитель больших структурных подразделений. Но не столько важно название вашей должности, сколько те задачи, которые вы можете решать.
И вот вы стоите на позиции middlle/senior и решаете, что же вам делать. Если руководствоваться только мотиватором «где я больше заработаю» и «где я круче будут выглядеть со стороны социума», то, как показывает практика, успеха вы не добьётесь. Необходимо реально и чётко понимать свои возможности и предпочтения, иначе вас ждёт выгорание. С этим могут помочь специальные тесты (в некоторых компаниях, например, используют тест на выявление сильных сторон от института Гэллапа (Gallup StrengthsFinder), коучинг (когда отвечая на правильные вопросы мы понимает себя лучше) и анализ прошлого опыта: если вы хотите быть тимлидом, то, значит, в вашем прошлом должны быть ситуации, когда вы брали на себя роль лидера.
Но не всем нужно быть менеджерами, можно продолжать развиваться в технической специальности. При этом надо не только выполнять задачу, а и понимать смысл этой задачи: если вы работаете в банковской сфере, почему бы не почитать книжку про финансы и как работает банк? Задачи станут понятнее и пользы от вас будет больше, да и стоить вы будете значительно дороже.
Если же ваше — это заниматься людьми, то что же меняется? Тимлид продолжает писать код, при этом к их основной работе добавляются дополнительные задачи управленца. Функционально надо ставить цели и проверять их выполнение, развивать людей в команде и предоставлять регулярную обратную связь. Расширять команду тоже в их задачах, и для всего этого нужны лидерские софт-скилы: слышать и слушать людей, учитывать и запрашивать мнение других людей. Вы несёте ответственность не только за качество выполнения своих задач, но и за действия всей команды.
«Все по ИБ!», или рост специалиста по информационной безопасности
О личном росте специалиста по ИБ рассказал Юрий Резников, начальник отдела ОДО «ВирусБлокАда». Подготовка специалиста данной области требует очень больших ресурсов, а также тут есть множество ролей. Их можно проходить последовательно или параллельно, но итоговая роль директора по информационной безопасности сразу не дастся никому. Первой ступенью будет инженер по безопасности или администратор безопасности. Это сотрудник, который сидит за компьютером и работает с продуктами, связанными с ИБ: настраивает фаерволы, работает с антивирусами, обрабатывает первую линию инцидента. В данном случае его особенность — это работа чётко по инструкции, творчества мало. Плюс такой работы — возможность пощупать множество продуктов, ведь это не узконаправленная специальность. Сюда можно прийти с уровня обычного сисадмина, просто углубив свои данные по определённым системам.
Далее — red team-ер, blue team-ер, reverser и вирусный аналитик. Они все на одном уровне. Роли похожи, но занимаются разными вещами. Первый знает утилиты для атак (потому что никто не атакует с нуля), знает особенности работы защищённого софта на уровне выше среднего, он может исследовать программное обеспечение и, возможно, может написать эксплойт для ПО. Второй — знает механизмы защиты, понимает, как работает система, которую приходится защищать, и знает, как вероятнее всего эта система может быть атакована. Реверсер и вирусный аналитик, зная особенности конкретного приложения, может восстановить ход мысли, какие технологии и что писал человек, который эту программу разрабатывал.
Дальше идёт самое интересное — специалист по компьютерной криминалистике или форензике. Такой человек работает с уже «умершей» системой, которая была взломана и скомпроментирована, но его задача — восстановить таймлайн: факты атаки и составить временную шкалу, каким образом атакующий проник в систему и что он сделал. Он должен уметь писать документы, ведь именно с ними придётся взаимодействовать соответствующим органам, которые занимаются расследованием подобных преступлений.
Следующая ступень эволюции — архитектор безопасности. Тот человек, который смотрит на информационную систему и определяет, какие методы и средства защиты будут на ней применяться. Также он должен минимизировать возможности для атаки и оптимизирует систему защиты под действующее законодательство.
Следующая роль — обычный менеджер, как ни странно. У него другие задачи: раздать «слонов», поговорить с заказчиком и убедить специалистов работать. И уже последняя ступень — это директор по безопасности, который определяет видение ИБ внутри компании, он разрабатывает внутренние документы, стандарты, политику безопасности. Он отвечает за обучение сотрудников в том числе.
Свой бизнес в IT, если ты не инженер. VR/AR — ушедший тренд или новый виток развития?
Про тенденции в технологиях виртуальной и дополненной реальности рассказал Михаил Юрченко, СEO 4ilab.io, virleki.com. Ведь, по сути, что такое реальность? Это —восприятие, а воспринимаем мир мы через органы чувств. 80% из этого восприятия составляет зрение. Надел очки виртуальной реальности и погрузился в мир, созданный инженерами, геймдизайнерами, аниматорами. И наш мозг начинает обманывать сам себя.
Технологии VR/AR до сих пор несовершенны: тяжёлые, неудобные, дорогие, и хотя AR есть сейчас в каждом смартфоне, особого применения они пока не нашли. По заключения некоторых консалтинговых компаний, оборот этой индустрии к 2025 году составит колоссальные 30 млрд оборота в год. И большую часть из этого займут игры.
Но что сейчас вы помните из дополненной реальности? Разве что Pokemon GO. И куда же это развивается? А развивается она в инженерию, масс-маркет и медицину. И у компании есть такая разработка — медицинское применение VR в реабилитации и диагностике функции равновесия для людей с неврологическими заболеваниями. Таким людям нужна постоянная реабилитация, но с помощью специальных устройств и ПО они могут проходить её дома, без помощи посторонних и в игровой форме, не отвлекаясь на внешние факторы.
Адаптивная ресурсная система и её решения в системных аналогах
О системном анализе говорил Виктор Луговский, МГМУ, снс. Он начал с понятий: все объекты окружающего нас мира представлены множеством различных систем. А система, в свою очередь, это специфически организованный материальный или духовный объект, имеющий ход и выход, структуру и процесс. Их можно исследовать по отношению к входу и выходу либо по отношению с их структуре и процессу. А он начинается с появлением и заканчивается с исчерпанием системного ресурса, не важно, какой это тип систем.
Сама по себе система проявляется во внесистемных проблемах, поставить её — значит определить тип системы, её системные характеристики, её ход и выход, её структуру и процесс, а также источники системного движения. Решить систему — это поставить системную проблему в её системный аналог. К аналогам относят современные науки. И, таким образом, когда мы ставим системную проблему, мы должны подтвердить её решение во всех её системных аналогах.
Правильно поставленная системная проблема имеет минимальный полный набор аксиом. В аналогах может применяться больший набор аксиом, но тогда аналоги, физически или математически, не будут соответствовать системной проблеме, она будет неразрешима.
Среди множества систем выделяют адаптивные системы — если в ходе их системного процесса выход подаётся на вход. При наличии единственного внутреннего источника системного движения, адаптивная система относится к классу адаптивных ресурсных систем. Ресурсом такого вида систем является время её существования, поэтому адаптивная ресурсная система ограничена и замкнута. Системный процесс адаптивной ресурсной системы развивается, контролируется и управляется дискретно во времени. Для адаптивной ресурсной системы характерно наличие главной системной проблемы, измеримого описания единственного системного ресурса и привязка к времени жизни системы.
Искусственная адаптивная ресурсная система — система квантового вычислителя — отвечает всем определениям и утверждениям, которые используются при описании класса адаптивных ресурсных систем. Отличие системы классического квантового вычислителя проявляется в системном содержании, используемом системном ресурсе, наличии системной неопределённости. Такая система позволяет экспериментально исследовать процессы и структуры адаптивной ресурсной системы в рамках её физической аналогии.
Скачать презентации спикеров вы можете по ссылке, а посмотреть фотографии тут.
Организатором конференции выступил старейший белорусский ИТ-портал KV.by.
Партнеры конференции: Belhard, Dana Holding, Itransition, ВирусБлокАда, «Инфопарк», Республиканская конфедерация предпринимателей.
Партнёр подарков: Barbershop Spectre.
Партнёры кофе-паузы: JT Bar, Domino‘s Pizza.
Фото: Юрий Веселов
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Источник: